В обсуждении приняли участие представители депутатского корпуса, ряда федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и ведущих центров образования и науки. В роли модератора круглого стола выступил депутат Государственной Думы, доктор экономических наук, профессор Николай Новичков.

Суть проекта была изложена представителями Фонда развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица». Основная концепция инициативы строится на том, что богатейшие материальные и нематериальные культурные ресурсы территорий России актуализируются и включаются в процессы социально-экономического развития городов. В качестве драйвера для такой культурной модернизации и запускается конкурс на звание «Культурная столица года», в ходе которого управленческие команды городов формируют заявки, представляющие собой комплексные планы развития своих территорий на основе задействования культурных ресурсов широкого спектра.

Проект нацелен на долгосрочную перспективу и предусматривает два цикличных, постоянно действующих трека: реализация программы города – действующего обладателя звания «Культурной столицы года» и проведение оценочной кампании конкурса на последующий год. Такая модель была применена в 2001-2006 годах в программе «Культурная столица Поволжья», успешно реализованной в Приволжском федеральном округе при поддержке Сергея Кириенко, который являлся в тот период полномочным представителем Президента России в Приволжском Федеральном округе. Выход проекта на федеральный уровень на современном этапе подразумевает включение в него как уже сложившихся культурных ресурсов городов, так и перспективных разработок в сфере культурных и креативных индустрий, создание на его базе мощной межрегиональной площадки взаимодействия ценностных лидеров территорий.
В ходе оживленного обсуждения представленной инициативы были высказаны многочисленные предложения по организации конкурса – от корректировки названия, учреждения специальной номинации для муниципальных образований Крайнего Севера и разделения городов-претендентов на статус «Культурная столица года» по группам в зависимости от количества жителей, до необходимости формирования туристических маршрутов в городах, признанных победителями конкурса. Участники Круглого стола пришли к общему мнению, что ежегодный конкурс на переходящее звание «Культурная столица года» среди российских городов может стать эффективной платформой для развития в субъектах РФ туризма, инноваций и креативных индустрий, реализации масштабных межведомственных проектов, активного продвижения в СМИ и сети Интернет информации о городах-лидерах.
Для городских поселений и регионов в целом, расположенных в любой точке на карте России, конкурс предоставляет уникальную возможность ярко представить свой социально-экономический и культурный потенциал на федеральном уровне, укрепляя положительный имидж, обеспечивая повышение инвестиционной и туристической привлекательности, а также качества жизни на своих территориях. Кроме того, участие в конкурсе позволит наглядно продемонстрировать эффективность органов власти территорий на региональном и муниципальном уровнях.
Особое внимание при обсуждении было уделено потенциальной роли в конкурсе «Культурная столица года» двух крупнейших и ключевых для Российской Федерации городов: Москвы и Санкт-Петербурга. Учитывая их исторически сложившийся непререкаемый столичный статус, положение в международном пространстве как ведущих культурно-туристических мегаполисов и экономических центров мирового уровня, а также с целью дать возможность городам субъектов Российской Федерации конкурировать на относительно равных условиях за переходящее звание «Культурная столица года», участники Круглого стола рассмотрели подход, при котором заинтересованные институции Москвы и Санкт-Петербурга принимают участие в реализации программы-конкурса не как заявители, а как эксперты, партнеры и соорганизаторы на федеральном уровне.
Также, было отмечено, что реализация данной масштабной инициативы может быть обеспечена на основе действующей законодательной базы Российской Федерации. По итогам Круглого стола будет оформлена резолюция с обращениями в Администрацию Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в части формирования экспертного Совета и межведомственной организационной структуры конкурса, что позволит запустить проект уже в 2023 году.