Внимание: Сайт находится в ранней версии разработки и служит как тизер!
Меню
Культурное лидерство территорий
Творческие люди - Креативная экономика – Конкурентные преимущества
Ракурс
Восприятие культуры в ее широком понимании как неисчерпаемого источника социально – экономических преобразований сообществ и территорий сегодня практически во всех передовых странах мира является фактом очевидным.

Ключевая идея такого видения культуры – опора на человеческий творческий потенциал как главный ресурс и конкурентное преимущество
Экспертиза
Многие ведущие международные исследователи и консультанты по культурному развитию территорий в своих высказываниях давно сошлись во мнении, что современная культура – не дотационный придаток к экономике, а основа ее развития. О некоторых из них:
Рэймонд Уильямс
Был одним из влиятельнейших британских интеллектуалов-социалистов XX века, большая часть заслуг которого была связана с тематикой культуры. Он доказывал, что культура - обыденна, а не элитна, призывая к демократическому подходу к искусствам. Его труд "Культура обычна" (1958), ставший частью критики к классическим запискам Томаса Стернса Элиота "К определению культуры" (1948), остается в рядах наиболее значимого чтения и в XXI веке
Харви С. Перлофф
Был советником президента Кэннэди в Латинской Америке, Деканом-основателем Школы архитектуры и городского планирования в Лос-Анжелесе, автором 17 одних из наиболее влиятельных трудов в истории англо-американского городского планирования. В 1979 году вышла его работа "Искусства в экономической жизни города", ставшая предтечей в разговорах о роли культуры в создании городских сред и концепции "культурного планирования"
Роберт МакНалти
Роберт - выдающийся представитель НГО сферы, консультант и фасилитатор из США. В 1975 году он сформировал первую в стране организацию "Партнеры за Жизнеспособные Места" (позднее была переименована в Жизнеспособные Местные Сообщества"). Это сетевое ресурсное сообщество лидеров национального уровня, работающее на повышение "жизнепригодности" локальных территорий через продвижение идей качества жизни, социального равенства, творческой экономики. Роберт объездил не только все США, но и 100 стран мира, собрав оттуда весомый опыт, изложенный в большом числе методических публикаций по community building и community empowerment, ставших каноническими
Вольф фон Эккардт
Был германо-американским искусствоведом, писателем и штатным архитектурным критиком в газете Washington Post, журнале Time. Известен за ряд важных (наравне с Джейн Джекобс) публикаций, связанных с жизнеспособностью территорий и местных сообществ. В одной из них, в работе 1980 года "Искусства и городское планирование" одним из первых упомянул, что "эффективное культурное планирование должно включать в себя как собственно сами искусства, так и искусство городского дизайна, искусство выигрывать поддержку местного сообщества, искусство транспортного планирования и искусство справляться с динамикой развития локального сообщества", что оказалось использовано многими последователями, развивавшими идею "креативных городов"
Дэвид Йенкен
Был строителем, бизнесменом, ученым и специалистом по наследию в Австралии. В 1988 году он разработал концепцию «Креативный город», которая с тех пор превратилась в глобальное движение, отражающее новую парадигму городского планирования. Впервые она была описана в одноименной опубликованной в литературном журнале Meanjin статье. В ней Йенкен утверждал, что хотя просто города должны быть эффективными и справедливыми, креативные города стремятся еще и поощрять творчество среди своих граждан и предоставлять им эмоционально удовлетворяющие места и впечатления.
Чарльз Лэндри
Чарльз - всемирно признанный британский автор книг, спикер и советник будущего городов, развивающихся по концепции "Креативного города", чьей популяризации он отдал большую часть своей карьеры (начиная с 1986 года). В 1978 году он создал агентство Comedia, которое прошло более чем 30 летний путь, совершив по миру более 500 проектов и издав более 200 публикаций по культурному развитию городов, многие из которых признаны новаторскими. Одной из самых популярных книг по сей день остается публикация "Креативный город: набор инструментов для городских новаторов" (2000), которая приоткрыла новый вектор всей концепции, дав координаты на переосмысление планирования, развития и управления городами
Франко Бьянкини
Франко - преподаватель, исследователь вопросов культурной регенерации городов, в 90-х интеллектуальный партнер Ч. Лэндри по множеству публикаций по развитию концепции креативности городов. Внес особенную лепту, развив понятие "культурных ресурсов" территории в своей веховой книге "Культурная политика и городская регенерация: западно-европейский опыт" (1993). Большую часть деятельности посвятил вопросам оценки "пост-столичных" эффектов в рамках реализации конкурсных программ "Европейской культурной столицы" и "Города культуры Великобритании". Директор Института "Культура, место и политика" при Университете г. Халла
Роберт Палмер
Боб - один из самых узнаваемых и успешных культурных администраторов Европы, который сумел выиграть и реализовать при своем управлении заявку на конкурс "Европейская культурная столица" дважды (Глазго 1990, Брюссель 2000). Много лет работал в Директорате по культуре Совета Европы, сейчас является писателем и лектором (развивает концепцию "Событийных городов"), независимым консультантом городов по подаче заявке на конкурс КСЕ (Леуварден (2018), Матера (2019), Пловдив (2019) и Гэлвэй (2020). Один из разработчиков методологии оценки эффектов культурной "пост-столичности"
Колин Мерсер
Был британо-австралийским исследователем культурной политики, интеллектуалом левого толка. В 1990 Колин создал первую крупную рамку для городской культурной политики в Австралии для Брисбена, остававшуюся активной 18 лет. В 1995 году он выпустил одно из первых в мире методических пособий по культурному планированию. Позднее он вернулся в Британию и выступал консультантом для множества городов. Автор веховой работы в области теории культурной политики "На пути к культурному гражданству: Инструментарий для культурной политики и развития" (2002)
Тони Беннетт
Тони - британский социолог, внесший большой вклад в австралийский подход к исследованиям культурной политики. Интересы охватывают ряд областей социальных и гуманитарных наук со значительным вкладом в теорию литературы, культурную социологию и музейные исследования. Его работа в области литературоведения включает оценки отношений между формалистской и марксистской критикой, а также критические оценки марксистской эстетической теории. В культурологии его работа оказала определяющее влияние на изучение популярной культуры, и он сыграл ведущую роль в развитии исследований культурной политики. Тезисы его работ нашли отражение в методических инструкциях по реализации культурного планирования и организации креативности в городах. Сейчас Тони - соредактор Журнала культурной экономики издательства Routledge.
Джеймс Ховард Канстлер
Джеймс - американский журналист, социальный критик, спикер, блоггер и автор книг о состоянии американской урбанистической ткани. Его критическая книга "География "Нигде", вышедшая в 1993 году, сильно повлияла на практики городской регенерации, проводимые в рамках культурного планирования американскими и канадскими развивателями данной технологии в 90-е и 2000-е.
Крейг Дризен
Крейг - автор множества публикаций, ведет курсы и семинары по таким вопросам, как планирование, управление и развитие искусства в местных сообществах. В течение 12 лет он руководил Службой повышения квалификации в области искусств в Массачусетском университете, и в течение 6 лет до того, как стать директором, был ее координатором по образованию. В 1994 году получил PhD в области регионального планирования, проведя первое в США национальное исследование о том, каким образом нужно оценивать проведение культурного планирования в муниципалитетах не только до и во время разработки плана, но и после его реализации. Крейг - консультант национального уровня и является директором агентства Dreeszen & Associates
Грег Бэкер
Грег - канадский консультант. Начав свою карьеру как музейный специалист в 80-90-х, в 2005 году создает агентство Authenticity (Торонто), ставшее пионером в проведении в жизнь новых подходов к техникам культурного планирования и картирования в Канаде. в 2010 году Агентство вошло в состав более крупной консультационной фирмы MDB Insight и плотно работало с Минкультуры провинции Онтарио, благодаря чему более чем 75% муниципалитетов сумело реализовать свой запрос в культурных картах и планах. Грег - автор множества первых методинструкций к организации и проведению данных практик на муниципальном и региональном уровне. С 2018 года работает в г. Абу-Даби в Департаменте культуры
Лия Гиларди
Лия - британсий консультант по развитию мест посредством технологий культурного картирования и планирования, креативного плейсмейкинга. В начале 90-х начинала вместе с представителями агентства Comedia Ч.Лэндри, в 1998 году основала собственное - Noema Research and Planning (Лондон). Много преподает, публично выступает, автор публикаций и методинструкций, учитывающих специфику в европейских (особенно скандинавских) городах. Особенность ее подхода - более плотная, чем у других консультантов, работа с архитектурными агентствами в рамках мастер-планов территорий-заказчиков
Джон Хокс
Джон - австралийский автор веховой публикации "Четвертая опора устойчивого развития: Незаменимая роль культуры в государственном планировании" (2001), а также один из лидирующих комментаторов культурной политики и ее теории в мире. Вместе с этим, нельзя не отметить длящийся сквозь всю его долгую жизнь вклад в гражданский активизм и проекты циркового искусства
Нэнси Даксберри
Нэнси - канадская исследовательница в Центре социальных исследований Университета Коимбры (Португалия), со-координатор Международной группы по изучению городов, культур и архитектуры и сооснователь Канадской сети креативных городов. Значителен вклад ее усилий в такие темы, как культурное картирование/планирование, культура как фактор устойчивого развития малых и сельских поселений, креативный туризм как агент местного развития, культурная статистика и индикаторы, культурная инфраструктура. Веховой работой стала организация 3 крупных международных конференций, посвященных отдельно проблемам культурного картирования и выпуск сборников публикаций по ним в течение 2010-х.
Дебора Стивенсон
Дебора - австралийская исследовательница в Институте культуры и общества Университета Западного Сиднея. Является носителем звания старшего исследователя в 8 успешных проектах по вопросам культурной политики, сделанных на гранты Австралийского Совета по исследованиям. С середины 90-х автор множества прорывных статей и монографий, важнейшие из которых посвящены критическому анализу связи культуры и планирования в различных политических контекстах, разбору перспектив австралийской рамки культурного планирования, а также феномену культуры города в целом.
Ксавье Тудела
Ксавье - каталонец, международный культурный менеджер, большая часть деятельности которого была и остается связана с построением управленческой модели европейских культурных столиц в других страновых контекстах. Он - президент Международного бюро культурных столиц, которое и занимается этой практикой. В начале было развито 4 направления: Американская культурная столица (с 1998), Культурные столицы Каталонии (с 2002), Бразилии (с 2004) и США (с 2007), из которых функционируют сегодня лишь первые два конкурса.
Йорди Паскуаль
Йорди - программный менеджер и исследователь, специализирующийся на культурной политике, устойчивом развитии и международном сотрудничестве. Он является координатором-основателем Комитета по культуре Всемирной организации объединенных городов и местных властей, основной целью которой является продвижение "Повестки дня на XXI век для культуры". Йорди был членом жюри Европейской культурной столицы (2010, 2011, 2013 и 2016) и преподает культурную политику и менеджмент в Открытом университете Каталонии. Автор отчетов, статей и книг о международных культурных отношениях, культуре, устойчивости и управлении культурой, которые были переведены более чем на 20 языков.
Лидия Варбанова
Лидия - признанный на международном уровне болгаро-канадский консультант, преподаватель, тренер и исследователь. Она помогает специалистам в области культуры мыслить стратегически, учит, как надо реализовывать творческие идеи независимым путем, советует, как найти аудиторию и финансовую поддержку. За ее плечами больше 20 лет работы в более чем 55 странах. Деятельность Лидии сосредоточена на стратегиях, политиках развития, творческом предпринимательстве, организационном развитии и интерактивных технологиях, с особым вниманием к искусству, культуре и креативным индустриям. Автор двух важных трудов: "Стратегический менеджмент в искусстве" (2013) и "Международное предпринимательство в искусстве" (2017)
Вячеслав Леонидович Глазычев
Был очень разноплановым советско-российским специалистом от областей архитектуры, местного самоуправления, образования, политики, регионального развития, перевода и книгоиздания. Масштаб его личности выразился в том, что он оказался едва ли не первым в СССР, кто и знал, и пытался применять на практике более человеко-ориентированные подходы к дизайну сред поселений и отношений внутри них. Вехой, которую можем отметить именно мы в его объемном творчестве, стала работа "Городская среда. Технология развития: Настольная книга" (1995) - едва ли не первое в РФ системное информирование о зарубежных технологиях соучастного (с жителями) планирования и разработки программ и стратегий развития мест, включая культурный компонент
Динамизм
Лидерские позиции культуры, составляющих ее динамичную сущность творческих людей и сообществ, стимулируют инновации и креативность, а быстрый доступ к информации и качественное усвоение новых знаний становятся ключевыми факторами, определяющими силу энергии экономического роста и присутствие ее носителей на геоэкономической арене мира
Креативность
Особое место в этой констатации занимает креативность, которая связана с разработкой новых идей и способов их применения на практике. Она является источником открытия новых технологий, от величины ее вклада зависит создание любых других продуктов, в которых есть художественная и творческая составляющая
Технологии
Действенными инструментами развития территорий через капитализацию культурного потенциала сегодня становятся социокультурные технологии, работающие на стыке гуманитарных и информационных концепций, например, в частности (перечень не полон):
- менеджмент музеев и галерей;
- менеджмент современного искусства;
- менеджмент сценического искусства;
- менеджмент природного и культурного наследия;
- менеджмент специальных событий в сфере культуры;
- менеджмент международных проектов в сфере культуры;
- информационный менеджмент в сфере культуры;
- менеджмент экономико-правовых и организационных моделей деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства;
- стратегический маркетинг в сфере культуры;
- стратегическое планирование в деятельности организаций культуры;
- социокультурное проектирование;
- культурное программирование;
- муниципальное культурное картирование и менеджмент материальных и нематериальных культурных ресурсов территории, включая техники инвентаризации, статистического учета, оценки, а также практики их гуманитарной, художественной интерпретации, актуализации и репрезентации;
- вовлечение в процесс культурного развития местных сообществ (community capacity building, cultural community empowerment, cultural community development, cultural community planning);
- стратегическое муниципальное соучастное культурное планирование;
- маркетинг и брендинг территорий
Интеграция
Применение социокультурных технологий не только не отменяет, но и существенно усиливает традиционные культурные индустрии, обеспечивая адаптацию лучшего мирового опыта и формирование нового поколения менеджеров, умеющих эти инструменты использовать
Примечание: При подготовке материала была использована информация (изображения и текст) с таких ресурсов, как:
Дерек Уолл. Культура обычна: Политика и письма Рэймонда Уильямса
Харви С. Перлофф. Искусства в экономической жизни города: Исследовательский отчет на основе Лос-Анжелеса (1979)
О Роберте Эйч МакНалти
О Вольфе фон Эккардте
Вольф фон Эккардт умер в возрасте 77 лет
О Дэвиде Йенкене
Грэм Дэвисон. Провидец Йенкен - мыслитель, предприниматель и проницательный политик
Об Агентстве Comedia Чарльза Лэндри
Источник: https://www.comedia.org.uk/
О Франко Бьянкини и его институте
О Колине Мерсере
Некролог Колина Мерсера
О Тони Беннетте
О значении теоретических работ Тони Беннетта
О Джейме Ховарде Канстлере
Об агентстве Крейга Дризена
О Греге Бэкере и его назначении на пост директора направления культурного планирования и развития в Департаменте культуры и туризма г. Абу-Даби в 2018 году
О Лии Гиларди
Презентация о Джоне Хоксе по случаю вручения ему в 2016 году Международной Премии Глобальной Сети городов, местных и региональных правительств за индивидуальный вклад в концептуализацию и позиционирование вопросов культуры внутри социума
О Ксавье Туделе
О Йорди Паскуале
Скончался крупнейший российский урбанист Вячеслав Глазычев
Источник: https://www.forum-tvs.ru/lofiversion/index.php/t94130.html