Внимание: Сайт находится в ранней версии разработки и служит как тизер!
Меню
"Культурная столичность" территорий
Плох тот город, который не мечтает стать столицей!
"Культурная столица Европы"
Одна из наиболее впечатляющих социокультурных технологий развития территорий посредством культуры.

Запущена с 1985 года. Тогда министр культуры Греции Мелина Меркури предложила идею реализации программы "Культурная столица Европы", Люксембург, Копенгаген, Авиньон, Берген, Рейкьявик, Порто, Линц, Пловдив, Рига и еще десятки больших и малых городов в будущем смогли получить существенные преференции от пребывания в этом статусе.

Косвенно, в формате проведения "Месяцев Европейской культуры", в программе принимал участие и российский Санкт-Петербург (1996 и 2003 годы), а Пермь (с 2009) и Ульяновск (начиная с 2012) всерьез рассматривали возможность принять участие в основном конкурсе
Значение и популярность "культурной столичности"
Опыт городов-лидеров, получавших престижное звание «Европейской культурной столицы», позволил определить неразрывную связь между социальным, экономическим, средовым и собственно культурным благополучием территорий: это было доказано многочисленными исследованиями «пост-столичных» эффектов.

Вдохновленные результатами реализации европейской идеи переходящих культурных столиц, многие амбициозные люди начали воплощать эту гуманитарную технологию в других частях света (список - ниже). Но далеко не во всех случаях удалось воспроизвести успех европейцев. Как показала реальность, только личных амбиций для воплощения проектов такого масштаба и смыслового содержания недостаточно. Необходимы большие и системные усилия по консолидации власти и общества, понимание принципов работы творческой экономики, задействование широкого спектра социокультурных технологий и многое другое. Это показательный урок для тех, кто готов взять на себя ответственность по реализации методологии культурных столиц в новых пространствах и юрисдикциях.

* Арабская столица культуры
* Американская культурная столица
* Культурная столица тюркского мира
* Культурная столица финно-угорского мира
* Культурные столицы Содружества
* Культурные столицы Канады (не функционирует с 2012 года)
* Культурная столица Бразилии (не функционирует с 2012 года)
* Культурная столица США (проект просуществовал лишь 2007 год)
* Город культуры Великобритании
* Культурная столица Белоруссии
* Культурная столица Каталонии
* Зеленая столица Европы
* Молодежная столица Европы
* Европейский регион гастрономии
Распространение технологии в Российской Федерации: Прорыв в Поволжье
В России успешным опытом применения европейской практики стала реализация в Приволжском Федеральном округе в начале двухтысячных программы «Культурная столица Поволжья»:
* 2001 - Ульяновск,
* 2002 - Киров и Нижнекамск,
* 2003 - Чебоксары,
* 2004 - Ижевск и Димитровград,
* 2006 - Пермь и Нижний Новгород.
Культурная столица Поволжья" стала для всех, кто ее реально осуществлял, важной вехой в профессиональном и человеческом развитии. Мы делали ее искренне. Надеемся, что не напрасно!

(фраза из текста эссе "Культурная столица Поволжья" от 2007 года)
Анна Марковна Гор
Руководитель программы "Культурная столица Поволжья" в 2000-х годах
Распространение технологии в Российской Федерации: Тиражирование по стране
Программа придала важный импульс развитию не только городам-участникам, но и послужила прообразом к реализации действующей и в наши дни модели на уровне регионов и входящих в них муниципалитетов. Технология "разошлась" по следующим начинаниям:

* Территория культуры РосАтома
* Конкурс «Центры культуры Пермского края» программы «Пермский край – территория культуры»
* Территория культуры Чувашской республики (закрылся в 2018)
* Культурная столица Красноярья
* Фестиваль "Томские КОЧКИ" (Культура, Образование, Человек, Креатив, Искусство), или «Культурная столица Томской области» (просуществовал лишь в 2012)
* Грантовый конкурс в рамках Программы «Окружные культурные политики: горизонты развития» от Департамента культуры Москвы и Агентства развития территорий средствами культуры "МосАРТ" (2013-2014)
* Конкурс "Культурная Мозаика малых городов и сел" Фонда Тимченко
* Культурная платформа "АРТ-ОКНО" Фонда «Искусство, наука и спорт»
* Программа «Территория РУСАЛа»
* Грантовый конкурс инициативы "Родные города" Газпром Нефти
* Городская программа «Культурный район» Ресурсного Центра Фонда «Культурная столица Поволжья»
Опыт программы "Пермский край - территория культуры" как модельный для выстраивания регионально-муниципальных культурных политик в РФ
В 2007 году стартовал ежегодный конкурс на статус «Центр культуры Пермского края» по принципу «культурных столиц» в рамках региональной программы "Пермский край-территория культуры".
В основе Программы "ПКТК" - опора на негосударственный сектор и творческие инициативы, межведомственное взаимодействие, применение передовых социокультурных технологий.

Ключевой элемент Программы, который оказался развит более всего - конкурс "Центры культуры Пермского края". Территории края соревнуются за присвоение статуса «Центр культуры» с возможностью получения значительной финансовой поддержки на годовую реализацию проектов в культурной сфере. Для этого участники составляют комплексный проект, представляющий собой сумму конкретных социокультурных мероприятий (объединенных общими идеологией, структурой управления, ресурсами) реализуемых на одной территории в течение одного календарного года. Участники конкурса – муниципальные образования (поселения, поддержанные муниципальными районами) Пермского края.

За 10 лет проведения Конкурса: было создано более 100 арт-объектов, 30 музеев и музейных экспозиций, появилось 10 новых фестивалей краевого и российского уровня, реализовано более 20 издательских проектов, у 30 муниципалитетов появилась узнаваемая символика, практически везде – позитивные отклики жителей

Стартовав в конце 2006 года, вслед за завершением "Пермь - культурная столица Поволжья", инициатива "перевода" идеи культурной столичности на уровень муниципалитетов оказалась очень востребованной. Все следующие годы мы активно совершенствовали методику оценки, вводили новые критерии, вводили дополнительные миниконкурсы, меняли группы участников, шлифовали Положение о конкурсе, и т.д. К 2012 году мы планомерно подошли к пониманию, что "ПКТК" могла бы выступить пилотным опытом по созданию новой модели регионально-муниципальной культурной политики, подразумевающей, что Программа должна стать целой экосистемой различных механизмов ресурсной поддержки муниципалитетов по более полноценной реализации ими собственных культурных политик.

В работе "Концепция стратегии развития Программы ПКТК до уровня "2.0" на период с 2013 по 2018 годы (выдержка из нее здесь) мною предполагался целый набор новых идей, и, как видится с учетом появления в 2014 году "Культурной мозаики" Фонда Тимченко, опередивший свое время.

Там были:
- расширение конкурсного направления финансовой поддержки (оперирование не только среднесрочным конкурсом "Центры культуры Пермского края", но и запуск предваряющих его малых конкурсов для начинающих социокультурных проектантов и менеджеров, и, что более важно - конкурса с более длинными сроками по поддержке тех, кто уже побывал культурными столицами края неоднократно);
- запуск полноценного образовательного блока (от уже использующихся информационно-просветительских семинаров до выработки полноценных программ обучения новым социокультурным технологиям);
- расширение научно-методической части до научно-исследовательской и издательской деятельности (предполагалось изучение лучших кейсов зарубежной и отечественной практики, перевод и сравнение методических инструкций, изучение существующих систем оценки влияния культурных инициатив на все аспекты жизнедеятельности мест, выработка своих методик и т.д.);
- развитие информационно-коммуникационного блока до состояния общекраевой сетевой платформы профессионального обмена опытом и кадрового развития между территориями-участницами Программы.

Многие из этих находок, хоть и не были реализованы в самой "ПКТК", нашли отражение во времени, став пунктами совершенствования в аналогичных программах в других территориях России или же содержанием деятельности появляющихся с 2018 года "ресурсных центров в культуре". Но кажется, что в едином комплексе их пул не был реализован пока нигде, и я надеюсь, что Фонду "Культурная столица" выпадет возможность осуществить подобное на уровне целой страны.
Андрей Владимирович Попов
Ответственный за научно-методическое развитие Программы "Пермский край - территория культуры" в 2007-2013 годах; секретарь Экспертного совета конкурса "Центры культуры Пермского края" в те же годы
На новом историческом этапе:

Фонд "Культурная столица"

Современные вызовы и обстоятельства, с которыми сталкивается сегодня страна, создают благоприятные условия для актуализации этой мощной идеи и запуска на новом историческом этапе федерального конкурса «Культурная столица России".

В последнее десятилетие для этого появились все основания: Президентом Российской Федерации был подписан Указ от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», "Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года" (2016). Во многих регионах страны появились и успешно действуют кластеры культурных и креативных индустрий как "категории F", так и государственные. Развиваются модельные организации событийной и ресурсной поддержки акторов в сфере культуры, безусловным образцом упоминания которых на региональном и муниципальном уровнях с 2012 года выступил фонд "Ульяновск-культурная столица". Создаются инкубаторы и акселераторы для творческих стартапов и лидеров креативных команд, появляются образовательные институты креативных индустрий принципиально нового формата обучения, например Universal University. Повышаются качество и масштабы городских событий, растут каналы поддержки от системных импакт-инвесторов, появляются обученные фасилитаторами из новой плеяды федеральных консалтеров сообщества людей, способные прокачивать в своих территориях амбициозные идеи и реализовывать сложные социокультурные проекты...

На фоне этих позитивных процессов в 2020 году создан Фонд развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица», который ставит своей основной целью систематизацию и продвижение в стране лучшего накопленного в социокультурной сфере опыта и воплощение его в масштабных проектах развития на новом уровне.
Примечание: При подготовке материала была использована информация (изображения и тексты) со следующих ресурсов (там, где не указываются ссылки дополнительно):
Ресурс свободных фото gettyimages
Источник: gettyimages.com
Странствующая столица: роль культуры в развитии территории. - М: Институт культурной политики, 2007. - 196 с. (Серия "Культурные стратегии")
Корамыслов А. «Актуальная словесность»: осенний марафон или семеро ждут одного
Сайт Программы "Пермский край - территория культуры"
Источник: https://tk.permkrai.ru/