Стартовав в конце 2006 года, вслед за завершением "Пермь - культурная столица Поволжья", инициатива "перевода" идеи культурной столичности на уровень муниципалитетов оказалась очень востребованной. Все следующие годы мы активно совершенствовали методику оценки, вводили новые критерии, вводили дополнительные миниконкурсы, меняли группы участников, шлифовали Положение о конкурсе, и т.д. К 2012 году мы планомерно подошли к пониманию, что "ПКТК" могла бы выступить пилотным опытом по созданию новой модели регионально-муниципальной культурной политики, подразумевающей, что Программа должна стать целой экосистемой различных механизмов ресурсной поддержки муниципалитетов по более полноценной реализации ими собственных культурных политик.
В работе "
Концепция стратегии развития Программы ПКТК до уровня "2.0" на период с 2013 по 2018 годы (выдержка из нее
здесь) мною предполагался целый набор новых идей, и, как видится с учетом появления в 2014 году "Культурной мозаики" Фонда Тимченко, опередивший свое время.
Там были:
- расширение конкурсного направления финансовой поддержки (оперирование не только среднесрочным конкурсом "Центры культуры Пермского края", но и запуск предваряющих его малых конкурсов для начинающих социокультурных проектантов и менеджеров, и, что более важно - конкурса с более длинными сроками по поддержке тех, кто уже побывал культурными столицами края неоднократно);
- запуск полноценного образовательного блока (от уже использующихся информационно-просветительских семинаров до выработки полноценных программ обучения новым социокультурным технологиям);
- расширение научно-методической части до научно-исследовательской и издательской деятельности (предполагалось изучение лучших кейсов зарубежной и отечественной практики, перевод и сравнение методических инструкций, изучение существующих систем оценки влияния культурных инициатив на все аспекты жизнедеятельности мест, выработка своих методик и т.д.);
- развитие информационно-коммуникационного блока до состояния общекраевой сетевой платформы профессионального обмена опытом и кадрового развития между территориями-участницами Программы.
Многие из этих находок, хоть и не были реализованы в самой "ПКТК", нашли отражение во времени, став пунктами совершенствования в аналогичных программах в других территориях России или же содержанием деятельности появляющихся с 2018 года "ресурсных центров в культуре". Но кажется, что в едином комплексе их пул не был реализован пока нигде, и я надеюсь, что Фонду "Культурная столица" выпадет возможность осуществить подобное на уровне целой страны.